- под сапогом
- кто, что кого, у кого, чьим быть; стонать
Часто о ситуации, связанной с военной агрессией. газетно-публ.Также в роли обст.
Австрия вновь под сапогом нацистов? Приход к власти ультраправых поставил Евросоюз, членом которого Австрия является, в неловкое положение. Члены ЕС, как обещали, вводят в отношении Австрии дипломатические санкции. Будут заморожены неофициальные двусторонние контакты, а число австрийских послов в европейских столицах понизится. Вестник, 2000.Иметь всю мощь, всю власть, всё богатство и… быть под сапогом у мрази! В. Шишков, Угрюм-река.
Побывав под сапогом всех мыслимых завоевателей, Мальта только к концу XX века обрела независимость. Меридиан, 2001.
Вы слыхали про американского кинорежиссёра Филиппа Нойса? <…> Теперь [он] решил снять картину о чеченской войне. <…> Её рабочее название - "Кровное родство". Сейчас на Западе модно защищать право чеченского народа, стонущего под сапогом русского солдата. Спецназ России, 2000.
культурологический комментарий: Пята (устар.) - "пятка, ступня". (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. С. 518.) фразеол. восходит к древнейшим мифологическим формам осознания мира и соотносится с костюмно-предметным кодом культуры, т. е. с совокупностью наименований предметов одежды и обуви, функционирующих как знаки "языка" культуры. фразеол. соотносится также с соматическим (телесным) кодом культуры (поскольку обувь изначально связана с ногами), т. е. с совокупностью обусловленных культурой стереотипных представлений о свойствах, характеристиках, пространственных и временны/х "измерениях" тела в целом или его частей, которые выступают как источник осмысления человеком мира. С древнейших времён обувь связывается с материально-телесным низом, в частности, женская обувь (каблук) воспринимается как символ соблазнения. Существует предание, что Ева соблазнила Адама, став на высокие подпорки, то есть на первокаблуки, которые были высоки и по-змеиному тонки. (Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 2001. С. 351.) В русской народной традиции существовал ряд "эротических" гаданий с обувью, которые сохраняются и в современном фольклоре. Так, напр., ложась спать, девушка клала под подушку башмак, приговаривая, чтобы суженый пришёл во сне за её обувью; или за ворота кидали башмак - в какую сторону он упадёт, с той стороны ожидали суженого. Обувь воспринимается также как символ женского влияния и господства (отголосок матриархальной традиции). ср.: в древнегреческом пластическом искусстве Афродита с сандалией в руках угрожает похотливому Фавну. (Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996. С. 74.) Наряду с данными представлениями, башмак в глубокой древности являлся символическим знаком власти. Многим народам был присущ обычай падать ниц перед господином и ставить его ногу себе на шею или на голову, выражая этим повиновение и смиренное подчинение (Бирих А.К. , Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб., 2001. С. 515); ср. также целование носка туфли папы римского, преклонение колен перед царской особой и под. В славянской народной традиции существовали свадебные обычаи: каждый из молодых пытался первым наступить на ногу другому или на постеленный перед алтарём ковёр, что символизировало главенство "победившего" в доме. В Библии выражение "на Эдома простру сапог Мой" (Пс. 59: 10) означает полное подчинение известной страны завоевателю. Снимание сапога с чьей-л. ноги и вручение его другому лицу служило символическим выражением передачи прав и привилегий (Руф. 4: 7). (Библейская энциклопедия. М., 2001. С. 549.) Все эти представления проявляются в целостном восприятии образа фразеол. Образ фразеол. мотивирован древнейшим метонимическим отождествлением части и целого: но/ги, пята как неотделимая часть целого (тела человека) и обувь как неотъемлемый их атрибут замещают самого человека - обладателя власти. В основе образа лежит пространственная метафора (на что указывает форма тв. п. с предлогом "под"), в которой психологическая, политическая, военная зависимость уподобляется физическому давлению на опору тела человека, максимальный вес которого приходится на "нижние точки" соприкосновения с поверхностью - на пятки, башмак, сапог, каблук. При этом пята как максимально широкая, крепкая, устойчивая часть ноги человека ассоциируется с тяжестью, гнётом; сапог как разновидность военной обуви символически связывается с военной зависимостью; каблук выступает как символ господства жены над мужем, которого в этом случае иронически называют подкаблучником [ср.: "Друзья не уставали иронизировать, называли его подкаблучником (выделено мною. - И. З.), но Уоррен не обижался" (Караван историй, 2001); "Он любил свой стол, ведь у любого человека, даже если он стопроцентный подкаблучник (выделено мною. - И. З.), должна иметься собственность. У него был стол; сидя за ним, Ждан ощущал себя человеком самостоятельным <…>" (Н. Леонов, Мщение справедливо)]. Подобная главенствующая роль женщины в семейных отношениях находит отражение в пословице Муж - голова, а жена - маковка [шея]. (Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996. С. 252.) фразеол. в целом выступает в роли символа подчинения, власти, гнёта, т. е. имени, окультуренный смысл которого замещает явления, события, ситуацию. В других европейских языках есть сходные образные выражения; напр., в нем. - unter dem Pantoffel stehen (букв. "под башмаком"), во франц. - sous le talon (букв. "под пятой"), sous la botte (букв. "под сапогом"), в англ. - to be under the heel of smb. (букв. "под пятой"). автор: И. В. ЗахаренкоПриказом Командующего ВВС Киевского Особого Военного округа ставилась задача сформировать авиационный полк дальнего действия, чтобы в случае необходимости наносить бомбовые удары по стратегическим объектам противника, которым явно становилась фашистская Германия, под сапогом которой уже стонала большая часть Европы. memory. lipetsk. ru.
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.